Фев
05
2012
Имя тверского художника Александра Дмитриевича Виноградова, особенно на фоне таких распиаренных тверских «монстров» неоязыческого поп-арта, как Вс. Иванов и А. Угланов, мало кому известно не только в России, но и, к сожалению, даже в Твери. Между тем, А. Д. Виноградов не выдумывал никогда не существовавших славяно-да’арийских и прочих гиперборейских миров, но любил эту землю такой, какая она есть и была, или могла бы быть, и, надо сказать, как мастер исторической живописи, он достоин прозвания «тверского Аполлонария Васнецова». Однако, его картин не найти ни в Сети, ни на прилавках книжных магазинов в виде альбомов. А те книги и брошюры, в оформлении которых использовались картины мастера, уже нигде не достать по причине их крайне скромного тиража. Постараемся восполнить этот существенный для тверского самосознания пробел.
Александр Дмитриевич родился в Твери в 1920 году, после окончания школы хотел стать художником, но с третьего курса был призван в армию. В 1941 году окончил 1-е Киевское конно-артиллерийское училище, в марте 1942 года направляется на фронт командиром батареи. Выходил из окружения на Юго-Западном фронте, воевал под Сталинградом, на Курской дуге, форсировал Днепр, Днестр, Вислу, закончил войну в Праге. После войны служил в ВДВ.
Кузницы и богадельня у Владимирских ворот. Дорога с перевоза. 1707 год. Бумага, акварель. Во второй половине XVII века Тверь постепенно поднимается из руин. В 1674 году над главным въздом в Тверь на месте деревянной возводится каменная Владимирская башня. На площади перед Владимирскими воротами отстраивается большой Гостиный двор с торговыми рядами. Ближе к Волге выстроились 26 кузниц, между ними – дорога с перевоза через Волгу. По современной топографии башня стояла в 72,5 метрах от ул. Советской напротив Дома офицеров в глубь городского сада.
Гвардии полковник в отставке с 1970 года А. Д. Виноградов всецело посвятил себя изучению истории Твери и Тверского края. В целях более глубокого познания материальной культуры древней Руси он объехал десять древних городов – от Суздаля и Рязани на Востоке до Новгорода и Изборска на западе, работал в музеях Москвы. Александр Дмитриевич был активным членом Российского общества историков-архивистов и Тверского клуба краеведов. Вместе с женой Екатериной Александровной занимаясь поиском и изучением архивных документов, печатных и иных источников, он сделал немало открытий и уточнений по целому ряду фактов и событий тверской истории.
Острог на Загородском посаде. XVII в. Холст, масло. Вокруг укрепленного кремля располагались торгово-ремесленные посады. По мере возможности их тоже старались укрепить. Чаще всего посады окапывались неглубоким рвом, а выбранная земля образовывала насыпь, по верху которой ставились вертикально заостренные бревна. Такое сооружение получило название острога. Острожное ограждение появилось в Твери в середине XV века. Линия прохождения острога на Загородском посаде прослеживается по писцовым книгам XVII века. По нынешней топографии он начинался от Волги и проходил приблизительно по рубежу западной части Советской площади, далее шел меж ул. Володарского и Студенческим переулком до рек Лазури и Тьмаки.
Для достижения максимальной достоверности реконструируемых им на своих картинах уголках старинной Твери, он изучал деревянное зодчество, старинные рисунки и планы.
Гостиный двор. XVII в. Картон, масло. Гостиный двор в Твери находился в разных местах. В 1636 году гостиный двор построили за рвом, справа, при выезде из Владимирских ворот. От него начинались ряды торговых лавок. На гостином дворе стояли: гостиная изба для приезжих, навесы дгя товаров, таможенная изба, «важня» (двор с весами). Всеми делами в гостином дворе ведали выборные из «лучших» людей. По современной топографии гостиный дом находился перед зданием драмтеатра на Советской улице.
Подготовительная работа дала свои результаты, Александр Дмитриевич начал сотрудничать с тверскими газетами и журналами, помещал там свои рисунки и текст, в котором объяснялось, как реконструировано приведенное на рисунке сооружение или уголок города. Затем на основе публикаций была выпущена книга «Тверь. Легенды и были» (Тверь, 1992).
Площадь перед Земской избой. XVII в. Холст, масло. В земской избе находился земский староста, избираемый посадом из своих «излюбленных людей» сроком на 1 год. Главной обязанностью старост было распределение и сбор налогов: кормовых, пищальных, бражных, воротных, стрелецких, ямских и других. В избе решались также всякие мирские дела. Действовал староста вместе с государевым воеводою. Но если тот слишком вольно толковал государев наказ «действовать по нашему наказу и как бог воеводу вразумит», староста вступался «за мир» и отправлялся в кремль «лаять воеводу». Перед земской избой была небольшая площадь, образуемая лавками торговых рядов и Знаменской церковью. По современным ориентирам изба находилась в Свободном переулке на месте служебного входа в драмтеатр.
Первая выставка картин-реконструкций была устроена в зале Областного архива в 1970-х гг. Затем следовали выставки в зале искусств библиотеки им.Горького, лекционном зале областного музея, музее Салтыкова-Щедрина, зале дома художников. Последняя посмертная выставка была развернута в октябре 2002 г. в Тверском объединенном музее.
Дворец «для приезду» Петра I на Загородском посаде. XVIII в. Картон, масло. Перед походом на Нарву в 1700 году по царскому указу в Твери на территории двора «именитых людей Строгановых» был спешно построен деревянный «дворец для приезду». Дворец выходил на Торговую площадь. По современной топографии находился позади кинотеатра «Звезда».
Всего в Твери было проведено 10 персональных выставок его картин. Многие из них закуплены Тверским государственным объединенным музеем, часть картин, эскизов и рисунков хранится в личном фонде автора в Государственном архиве Тверской области.
Следует указать, что, фактически, наследие живописца скрыто от глаз простых смертных – на всю Тверь экспонируется только восемь представленных здесь работ (Музей тверского быта, ул. Горького 19/4). Остальные картины пылятся в архивах и запасниках…
Однако, создание целой галереи исторических картин-реконструкций древней Твери, отнюдь не единственная заслуга Виноградова. Более тридцати лет вместе со своей супругой он собирал материалы для главного труда своей жизни.
Виноградова Е.А., Виноградов А.Д. Тверь. XVI - XVIII вв.: Очерки истории и экономики
Книга «Тверь. XVI–XVIII вв. Очерки истории и экономики» (Тверь, 2002) структурно содержит два крупных раздела: первый рассказывает в популярной форме об истории и экономике Твери с начала присоединения ее к Москве в 1485 году и до конца правления Петра I; второй посвящен истории создания укреплений тверского кремля от XIV века до начала XVIII века. Такие главы, как «Тверь от потери независимости до Смутного времени», «Тверь в Смутное время и в период польско-литовской интервенции», «Тверь после Деулинского перемирия», «Тверь в 30-70-е годы XVII столетия», можно считать первыми такого рода подробными изложениями событий внутригородской жизни. Ремесла, торговля, земельные отношения, строительное дело, литье пушек и пищалей, одежда, обувь, элементы быта горожан, народные привычки, обычаи и развлечения, гигиена, вера, образование — буквально все стороны жизни средневековой Твери находят место на страницах этой книги. В большинстве своем ранее издававшиеся краеведческие и научные сочинения по тверской истории касались ее военно-политической стороны, а Виноградовы, пожалуй, впервые дали ее «человеческий» срез. Также, книга содержит истории и родословные живших сотни лет назад тверских купеческих родов, прослеженные вплоть до начала XVIII века, и это тоже придает их труду особую научную ценность. Древние тверичи предстают перед читателем словно современники.
Ну и конечно же, книга богато иллюстрирована самим А. Д. Виноградовым — многочисленные иллюстрации видов уголков Твери, планы местностей с привязкой к конкретным объектам делают книгу почти путеводителем по центру старинной Твери.
Cупруги Виноградовы продолжили давнюю традицию тверских бытописателей и историков, пытливо, с разной степенью достоверности исследовавших тверскую историю. Это Д.И. Карманов, тверской нотариус, в 70-х годах XVIII века опубликовавший «Исторические известия Тверского княжества» и «Исторические известия принадлежащих к тверскому наместничеству городах»; это главный лесничий М.Н. Сверчков, написавший «Краткое топографическое, географическое и историческое описание Тверской губернии» в 1809 году; это записи купца М.М. Тюльпина; сочинения тверского дьякона И. Орлова «Город Тверь в XVIII столетии»; это В.С. Борзаковский, издавший в 1876 году знаменитую «Историю Тверского княжества»; это сочинения В.И. Колосова, М.В. Рубцова.
Большой перевоз через Волгу. XVII в. Картон, масло. В первой половине XVI века Заволжский посад был столь обширен, что иностранные путешественники принимали его за собственно город, а на правом берегу Волги отмечали только деревянную крепость. В XVII веке он сильно запустел. Обширные площади, ранее застроенные, были отведены под пашни и огороды. Жилые дворы располагались лишь по Большой Новгородской дороге, что шла вдоль берега Волги. По современной топографии это район памятника Афанасию Никитину.
Из современных авторов отметим Э. Клюга, труд которого «Княжество Тверское» (1247–1485) во многом по-новому осветил военно-политическую историю средневековой Твери; А.М. Салимова с его уникальным трудом «Тверской Спасо-Преображенский собор»; А.В. Чернышова, в книге «Очерки по истории Тверского княжества XIII–XV вв.» представившего читателю свои интересные философские мысли о судьбе средневековой Твери; В.З. Исакова, автора реконструкции Тверского летописания; В.Б. Финкельштейна, издавшего уникальную «Летопись Твери».
И их книга, освещающая, по словам кандидата исторических наук П.Д. Малыгина, «вопросы от общей топографии города до генеалогии отдельных ее жителей», труд, который можно назвать энциклопедией по истории Твери XVI–XVIII веков, в котором авторы описывают повседневную жизнь прошлых тверичей. По сути, классическое краеведение в высоконаучном исполнении.
Синтез краеведческого чутья и таланта живописца — вот ключевая особенность творческого наследия краеведа и художника Александра Виноградова. Наша же задача скромна и проста – не позволить тёмной ночи забвения поглотить всё то, что с таким чаянием, старанием и талантом, выводилось на свет во славу родного края.
Больверк в устье рва со стороны Волги, (по плану Ярцева). 1-я четв. XVIII в. Картон, масло. В 1707 году стало известно, что шведский король Карл XII готовится к вторжению в Россию. Петр I повелел срочно укрепить и «полисадировать» ряд городов, в том числе и Тверь, Работа в Твери была поручена уроженцу Осташковских слобод «первому российскому арифметику и геометру» Леонтию Магницкому. По периметру крепостного вала им были сооружены 5 больверков – больших деревянно-земляных сооружений под орудия. Были поправлены валы, очищен ров, снесены деревянные стены кремля. В левой части виден наплавной мост через Волгу, наведенный по приказу Петра I взамен перевоза. Место данного больверка по современным ориентирам – выход остатков рва к Волге в центре городского сада (район каменной балюстрады).
При написании этой заметки использовались материалы тверского еженедельника «Караван+», а так же биографические справки об А. Д. Виноградове из Музея Тверского быта и Тверской областной научной библиотеки им. Горького. Картины и подписи к ним сняты в Музее тверского быта (ул. Горького, д. 19/4).
UPD. В документальном фильме «Город Калинин» (1983 г.) можно увидеть некоторые картины, мастерскую, а также самого художника за работой (с 01:45 по 02:09):